История
Автобус ПАЗ-3205 был разработан путем создания десятков опытных образцов в течение примерно 15 лет. Основой послужил автобус ПАЗ-3203, который разрабатывался в 1972-1977 годах и готовился к серийному производству с 1979 года, но так и не был запущен в производство. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, а конвейерная сборка началась в 1984 году.
17 ноября 1985 года началось опытно-промышленное производство автобуса ПАЗ-3205.
Окончательный вариант автобуса был утвержден в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня 2001 года на заводе был отмечен выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2007 году была проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно увеличить ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), а также установить более эффективный отопитель и более комфортные сиденья в салоне. В 2014 году было освоено производство рестайлинговой версии. К концу 2020 года автобусу были внесены косметические изменения, включая установку электроподножки на первой двери, изменение расположения окон и сидений в салоне, обновление приборной панели и увеличение высоты перегородки водителя, а также добавление поручня около водительского места.
Выпуск исходных модификаций ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051 был прекращен в 2003 году. С 2001 года начался выпуск обновленных модификаций ПАЗ-32053 и ПАЗ-32054. Важным отличием этих модификаций является установка пневматической тормозной системы вместо гидравлической. В 2014 году для модификаций автобуса ПАЗ-32053, ПАЗ-32054 и ПАЗ-4234 был проведен рестайлинг.
С вступлением в силу экологических требований Евро-5 и освоением производства инжекторных двигателей ЗМЗ-5245 Заволжским моторным заводом с 2017 года начался выпуск модификаций ПАЗ-320530 и ПАЗ-320540. На этих модификациях начали устанавливать заводское газобаллонное оборудование для работы на сжиженном нефтяном газе или компримированном природном газе. Несмотря на то, что ЗМЗ в период с 2021 по 2023 год снял с производства бензиновые двигатели V8, которыми оснащались некоторые версии автобуса, производство семейства 3205 продолжается. В 2021-2023 годах автобусы выпускаются с дизелями ЯМЗ и ММЗ. После восстановления производства двигателей ЗМЗ-523 в январе 2023 года, они также начали использоваться в автобусах ПАЗ семейства 3205.
В 2022 году был представлен антисанкционный рестайлинг автобуса: в связи с трудностями поставки компонентов зарубежного производства "Группа ГАЗ" подготовила вариант автобуса с фарами ближнего света ФГ-140. Помимо фар, были упрощены ходовая часть (двигатель - ЯМЗ-534 экологического стандарта Евро-3 вместо Евро-5). Тем не менее, уже к концу 2022 года ПАЗ вернул в производство облицовку образца 2014 года.
Модификации
- ПАЗ-3205 — исходный базовый автобус с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 семейства ЗМЗ-53 и пневмогидравлической тормозной системой. Выпускался с 1989 по 2003 год в различных модификациях:
- ПАЗ-3205-10 — автобус, предназначенный для работы на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году.
- ПАЗ-3205-20 — грузопассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объёмом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест — 16.
- ПАЗ-3205-30 — автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъёмником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
- ПАЗ-3205-40 — самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205.
- ПАЗ-3205-50 — вариант «люкс», разработанный в начале 1990-х годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т.
- ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса был разработан ещё в восьмидесятые годы XX века, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984 году.
- ПАЗ-3205-70 — изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус.
- ПАЗ-3205-70 РАП — вариант школьного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст. (бензин) или СААЗ мех., 5-ст. (дизель).
- ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для пригородных маршрутов (часто ставился на городские) и пневмогидравлической тормозной системой. Выпускался с 1989 по 2003 год.
- ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов; в серию не пошёл.
- ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с ABS, следующее поколение, сменившее ПАЗ-3205. Выпускался с 2001 по 2021 год в различных модификациях:
- ПАЗ-32053 — базовый вариант с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
- ПАЗ-32053 РАП — вариант бензинового автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст.
- ПАЗ-32053-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5341.
- ПАЗ-32053-05 — вариант с дизельным двигателем Cummins ISF 3.8.
- ПАЗ-32053-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ 245.9.
- ПАЗ-32053-07 РАП — вариант дизельного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: СААЗ мех., 5-ст.
- ПАЗ-32053-08 — вариант с карбюраторным двигателем ЗМЗ 52342.10, отвечающим экологическим нормам Евро-4.
- ПАЗ-32053-20 — грузопассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования.
- ПАЗ-32053-27 — грузопассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном.
- ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-70 — школьный автобус.
- ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус.
- ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с пневматической тормозной системой с ABS. Выпускался также с 2001 по 2021 год.
- ПАЗ-32054 — базовый вариант с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
- ПАЗ-32054-03 — вариант с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1.
- ПАЗ-32054-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5341.
- ПАЗ-32054-05 — вариант с дизельным двигателем Cummins ISF 3.8.
- ПАЗ-32054-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ 245.9.
- ПАЗ-32054-08 — вариант с карбюраторным двигателем ЗМЗ 52342.10, отвечающим экологическим нормам Евро-4.
- ПАЗ-320530 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов, соответствующий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320530-02 — вариант с инжекторным бензиновым двигателем ЗМЗ-5245.
- ПАЗ-320530-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5341.
- ПАЗ-320530-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ-245.
- ПАЗ-320530-12 — вариант с инжекторным двигателем ЗМЗ-5245 с установленным ГБО для работы на компримированныом природном газе (CNG).
- ПАЗ-320530-22 — вариант с инжекторным двигателем ЗМЗ-5245 с установленным ГБО для работы на сжиженном нефтяном газе (LPG).
- ПАЗ-320540 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, технически схожий с 320530, соответствующий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320540-02 — вариант с инжекторным бензиновым двигателем ЗМЗ-5245.
- ПАЗ-320540-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5323.
- ПАЗ-320540-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ-245.
- ПАЗ-320540-12 — вариант с инжекторным двигателем ЗМЗ-5245 с установленным ГБО для работы на компримированныом природном газе (CNG).
- ПАЗ-320540-22 — вариант с инжекторным двигателем ЗМЗ-5245 с установленным ГБО для работы на сжиженном нефтяном газе (LPG).
- ПАЗ-320540-33 — вариант с инжекторным двигателем ЗМЗ-5245 с установленным ГБО для работы на компримированныом природном газе (CNG), отличается от 320540-12 наличием топливного бака под бензин объёмом 15 л, который используется только при пуске двигателя или аварийном передвижении автобуса.
- ПАЗ-320570 — школьный автобус, отвечающий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320570-02 — вариант с инжекторным бензиновым двигателем ЗМЗ-5245.
- ПАЗ-320570-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5323.